Конструктивизм как течение в искусстве ХХ ст. отстаивал принципы утилитаризма и стремился к простоте форм, подчеркнутости их геометрической основы. Он занимает весомое место в теории художественных стилей и современном проектировании, значительно повлиял на развитие стилистики дизайна всего мира. Ныне конструктивистские тенденции можно увидеть в организации предметно-пространственного среды офиса разного назначения, дизайне костюма и аксессуаров, ювелирных изделий, графическом дизайне, упаковке, рекламной продукции, где геометрия объемных и плоских форм является основным фактором формообразования.
Известные приверженцы геометрии в дизайне, например, В. Михайленко и Г. Яковлєв, делают ударение на том, что все средства композиции в дизайне, архитектуре, декоративноприкладному и изобразительном искусстве непосредственно связанные с геометрией – соотношением основных параметров, углами между линейными и плоскостными элементами, характером контурных линий, формотворческими ориентирами и т.п. . В их учебном пособии сделано ударение на геометрических аспектах композиции. Детально рассматриваются вопросы роли геометрии в художественном формообразовании, представлен исторический обзор использования геометрии в творческих процессах, изложены принципы графической формализации.
Уделено внимание также использованию геометрического моделирования в дизайне современными средствами компьютерной графики. Интересными есть разделы «Геометрические предпосылки формообразования знаково-символьных объектов графического дизайна», «Формирование профессионального мышления специалистов», где много наглядных примеров геометрических принципов композиции. Известно, в декоративном творчестве абстрактные, неизобразительные формы играли значительную роль, они были распространенными в народному творчества многих стран. Геометрические формы появились за тысячи лет к появления в ХХ ст. абстракционизма. Орнаментика геометрического рисунка возникшая на основе графической символики, которая имела для человека практическое значения: в свое время она воссоздавала религиозное осмысление действительности, применялась ради магического влияния на условия бытия, человек фиксировал и передавала потомкам разную информацию. Постепенно начальное содержание давних графем было забыто, в результате на первый план вышло сугубо эстетичное восприятие, они стали применяться как украшения. Среди наиболее распространенных мотивов геометрических орнаментов выделяют ромбы, кресты, овалы, круги, зигзаги, треугольники, меандры, квадраты. Известный искусствовед М. Селивачов отмечает, что «древнейшие на нашей территории ромбические орнаменты присутствующие на палеолитических изделиях, а главные элементы и композиционные принципы геометрической орнаментики достигли наивысшего художественного уровня в культуре» . В современном декоративном искусстве и дизайне они существуют и ныне и развиваются довольно успешно.
Имея широкие возможности быстрое психофизиологического влияния, геометрические формы применяются там, где необходимо мгновенно привлечь внимание (плакат, афиша, внешняя реклама, рекламная полиграфическая продукция, обложки печатных изданий). За своими цветовыми динамическими свойствами они близкие к современному архитектурному среде и органически вписываются в него специфическую рационалистически-геометрическую структуру.
Согласно Й.В.Гете , мир воспринимается сначала как общие цветовые плоскости, с которых глаз потом выделяет формы предметов. Такое представление не расходится с современными научными представлениями об этапах процесса восприятия реального мира. За В. Кандинським, внутренний смысл полнее может оказываться в композициях, которые организованы на основе ритма, психофизиологического влияния цвета и контраста динамики и статики. Конструктивизм в искусстве подчеркнуто выражал внутренние структурные связи, изучал выразительность соединений разных материалов. В отличие от абстрактных композиций, в произведениях конструктивистов проявлялись целесообразность, функциональность, технологичность, плоскостность, подчиненная энергетика цветовых активных композиций.
Принципы геометрического моделирования в европейских школах дизайна в І половине ХХ ст. (Баухауз) были общими, поэтому такая общность концепций привела к образованию интернационального стиля. Роль принципа построения постоянна отыгрывать линейная графическая схема. Размеры форм, их пропорции стали кратными друг другу, сложилось представление о графическом и пространственном модулях форм. Значительного распространения модульные системы приобрели в проектировании мебели. Организация плоскостного формата происходила большей частью за модульной сеткой, шрифты использовались без насечек, композиция была лаконичной относительно избранных элементов и цветов и подчеркнуто ясной. Одним из средств создания активной зрительной формы рекламных плакатов и открыток, упаковки был метрический повтор элементов: чередовались полосы разных оттенков, контрастных за цветом и тональностью. Они располагались вертикально, горизонтально, под углом. Возникала иллюзия движения, которая возбуждала зрение и побуждала прочитать, обратить внимание на рекламу. Шрифт также испытал влияние общей тенденции графического конструктора: буквы и слова становились яркой графической формой и активным элементом композиции. Эти принципы и до сих пор успешно используются в плакатном искусстве.
Упрощение, схематизация изображений, доведение их к стану графического знака, составленного из элементарных геометрических форм, – неотъемлемые признаки иллюстраций эпохи конструктивизма. В условно-геометрических изображениях чаще повторялись те повороты, когда фигура человека, изображение машины, механизма, домов, растений или животных превращались в силуэты. Но то были не изысканно прорисованные силуэты эпохи модерна с выразительно текучими контурами, а геометрические проекции.
Геометрический (конструктивный) стиль опирается на математико-геометрические закономерности, на мир «чистых», универсальных форм. Прямоугольно-кубическая система с момента появления в начале ХХ ст. оказалась наиболее привлекательной и простой относительно технологии формообразования. Особенно это заметно в современном строительстве и конструировании мебели, проектировании рисунков для тканей, создании аксессуаров для одежды и интерьеров разного назначения (наверное, популярнейшим геометрический стиль по форме и одноцветными плоскостями оказывается в предметно-пространственной среде офисов). Однако и в рекламной графике стилизация на основе геометрических фигур есть одним из основных средств упрощения сложных естественных форм.
Специалистами доказано, что при зрительном восприятии имеют значение: контур, величина, форма и светлость пятен, то есть соблюдение основных законов организации плоскости и закона равновесия . Человеку присущее эмоциональное отношение к характеру линий и геометрических форм. Давно известно, что фигуры с равными сторонами создают впечатление покоя, равновесия, статичности, а неровность в измерениях создает движение и динамичность. Но эти элементарные законы зрительного восприятия пока что не всегда используются при создании объектов дизайна.
Наиболее актуальные геометрические плоскости в арт-дизайне и многих направлениях графического дизайна. Промышленные дизайнеры и архитекторы также ищут новые выразительные возможности использования цветовых плоскостей в проектировании дизайн-объектов. Факт продолжения изучения современными дизайнерами геометрических средств композиции свидетельствует о том, что они пока не исчерпали себя и представляют интерес в плане художественно-проектных решений.
Геометрический подход сегодня широко используется в разновидностях дизайна как композиционное средство, а именно: как основной формотворческий принцип, в ритмических и комбинаторных построениях плоскости и просторную, для передачи впечатления симметрии-асимметрии, статики-динамики и т.п. Если добавить к статической композиции нюанс цвета и тона, а к динамической – цветового контраста, эмоциональная выразительность еще больше усилится. Эмоциональное удовлетворение индивида от объектов дизайна с подчеркнутой эстетичностью ныне приобретает первостепенный значение в современных тенденциях развития дизайна.