В связи с социальными изменениями в обществе значительно увеличилась часть работающих в офисных помещениях. Если раньше в офисных помещениях, кроме письменного стола с устройством для счета, шкафом для документов и стульев – больше ничего не было, то при современных условиях офисные помещения – это большие площади, десятки работников, комплект компьютерной и копировальной техники, которая генерирует электромагнитные излучения от инфракрасного до радиочастотного диапазона. Кроме того, используется набор техники для организации воздухообмена, нормализации микроклимата и т.п. В связи с этим офисные помещения характеризуются наличием комплекса факторов, которые могут влиять на формирование состояния здоровья работающих.
На протяжении многих лет постоянное улучшение условий работы обусловило существенное снижение уровней неблагоприятных факторов в рабочей зоне. Вместе с тем механизация и автоматизация работы обусловили увеличение нервно-эмоциональной напряженности при уменьшении физического нагрузки. Гигиена работы в офисных помещениях является предметом повышенного внимания современной медицины.
Предпосылкой организации работы по созданию благоприятных условий работы есть объективная оценка их фактического состояния. При этом, вместе с анализом и оценкой факторов, которые влияют на формирование условий работы, важно характеризовать все многообразие действия факторов среды офисных помещений относительно единого нормативного документа, но на данный момент в стране отсутствуют документы из классификации, или нормирование работы в офисных помещениях.
Отметим, что к офисным помещениям относятся не только представительства компаний, но и разные общественные учреждения, научные и деловые центры. В помещениях такого рода одновременно находится большое количество людей и работающей оргтехники при работающей системе вентиляции, которая предопределяет довольно высокие уровне шума разных частот . До недавнего времени отводилось очень мало внимания акустике помещений. Это было связано не только с экономией средств, но и с отсутствием определенных акустических норм. В офисных помещениях шум часто превышает 5-10 дба, что нуждается в соответствующих мерах уменьшения шума (применение экранов ).
В современных офисных помещениях наблюдаются инфразвуковые колебания, как естественного происхождения, которые внедряются из внешнего среды, так и такие, что возникают при работе систем кондиционирования и вентиляции.
Последние 10 лет наблюдается постоянное увеличение интенсивности техногенных излучений . Практически любое рабочее место в офисе, оборудованное компьютером и другой оргтехникой, имеет электромагнитное излучение. Таким образом, современные офисные помещения имеют комплекс факторов, которые влияют на формирование физиологических реакций и состояния здоровья работающих:
микроклимат офисных помещений, акустическое и вибрационное влияния, инфразвуковые колебания, вредные химические вещества, повышенный электромагнитный фон, послабление геомагнитного поля, недостаточная ионизация воздуха офисов, которые нормируются отдельно. Очень мало работ, где оценивается их комплексное действие.
В правильном офисе сотрудникам не только удобно работать физически, а и психологически комфортно. Это стимулирует умственный и творческий процессы, а соответственно положительно влияет на производительность работы и создает положительную обстановку.